Викальпа – постижение объекта, основанное на словах и выражениях

Викальпа – постижение объекта, основанное на словах и выражениях

Согласно йога-сутрам Патанджали, на ум (читту) воздействуют Вритти (колебания), которые и являются причинами страданий, вызывая беспокойство ума. И существует пять типов таких Вритти. Один из них – Викальпа.

В переводе с санскрита “викальпа” означает “фантазия”, “воображение”. В йога-сутрах Патанджали дает подробное объяснение таким явлениям, как Вритти. В сутре пятой главы первой Патанджали описывает их воздействие на ум. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: “Состояний ума – пять, и они подлежат удовольствию или боли, они болезненны или не болезненны”. Далее в сутре шестой этой же главы Патанджали перечисляет пять видов Вритти. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: “Эти видоизменения суть правильное знание, неправильное знание, фантазия, пассивность и память”. Среди прочих пяти видов Вритти Патанджали здесь упоминает такое явление, как Викальпа, что в переводе А. Бейли означает “фантазия”. В версии перевода Свами Вивьекананды “викальпа” – “словесные иллюзии”. Кришнамачарья предлагает значение слова “викальпа” как “воображение”. В переводе версии Е. Островской и В. Рудого “викальпа” – это “ментальное конструирование”. А в переводе Фалькова предлагается трактовка “выдумка”. Все эти версии перевода отражают множество граней такого понятия, как Викальпа.

Что же такое Викальпа? Викальпа – это своего рода игра ума, комбинации образов, которые были восприняты ранее. Следовательно, образы, которые хранятся в уме, имели под собой реально существующие объекты. Но сами комбинации этих образов, генерируемых умом (читтой), могут быть настолько причудливыми, что к реальности уже не имеют никакого отношения. Именно поэтому в сутре девятой главы первой в версии перевода А. Бейли сказано: “Фантазия основывается на образах, не имеющих реального существования”. Как понимать данную трактовку? 

С одной стороны, ум не может воспроизвести образ, который никогда не видел, но с другой стороны, взяв за основу образы реально существующих объектов, ум может сгенерировать нечто реально несуществующее и никогда не существовавшее ранее. К примеру, в уме может всплыть образ розового слона. Сам по себе слон – реально существующий объект. И розовый цвет – также реально существующий объект. Но несовместимая комбинация двух образов порождает фантазию, которая к реальной жизни не имеет никакого отношения. Более точно это раскрывает версия перевода этой сутры Кришнамачарьей: “Воображение – это постижение объекта, основанное только на словах и выражениях. Даже при отсутствии объекта”.

Читайте также на Posovetujte.ru:  Медитируйте и созидайте: влияние медитации на линейное и творческое мышление

Чем могут быть опасны безобидные на первый взгляд фантазии? С точки зрения науки, наш мозг не отличает реальные события от фантазий. И если какая-то воображаемая ситуация или явление воспроизводятся в уме постоянно, мозг воспринимает это как реально происходящее. И если эта воображаемая ситуация или явление имеют негативную окраску (а чаще всего именно так и бывает: негативные события или мысли гораздо крепче закрепляются в сознании), это будет негативно воздействовать на сознание человека, и более того – приводить к накоплению негативной кармы, потому что карма формируется не только на уровне действий, но и на уровне мышления. Таким образом, Викальпа может приводить к образованию самскар – кармических отпечатков с негативным посылом, и это проявится в будущем. В случае, если объектом Викальпы является некий объект вожделения, который человек жаждет получить, то это будет приводить к формированию и укреплению Васаны – привычки желать этот объект и стремиться к нему. В процессе Викальпы Васана может стать настолько сильной, что будет проявлена даже в будущих рождениях, формируя неосознанные желания. Чем большее количество времени происходит формирование такой Васаны, тем большие усилия понадобятся, чтобы её устранить.

В сутре 12 этой же главы Патанджали подробно описывает, как устранить все пять видов Вритти, и в том числе Викальпу. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: “Управление этими видоизменениями внутреннего органа (ума) должно быть достигнуто неустанными усилиями и непривязанностью”. Под неустанными усилиями следует понимать (как сказано в следующей сутре 13) “постоянное усилие в сдерживании видоизменений ума”, то есть практикой Дхьяны. Под непривязанностью имеется в виду (как сказано в сутре 15) “свобода от хотения всех объектов желания, земных или узнанных из предания, и здесь, и в будущем”.

Таким образом, Викальпа – это фантазия ума, основанная на предыдущем опыте, но не имеющая под собой реальных объектов. Викальпа, как и все остальные Вритти, вызывает беспокойство ума, приводя к страданиям. Помимо этого, Викальпа приводит к накоплению кармы, так как создаёт деформации ума – самскары, которые в свою очередь будут формировать те или иные Васаны – склонности и привычки. Чем больше проявлена интенсивность Викальпы, тем крепче будут Васаны, и тем сложнее их будет впоследствии устранить. Викальпа подавляется процессом практики Дхьяны и непривязанностью – Вайрагьей.

Источник

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий