Прибор для проверки катушек индуктивности

Всем доброго времени суток. Предлагаю вашему вниманию свой вариант изготовления довольно распространённой (судя по ее повторению и описаниям в интернете) и простой конструкции устройства для проверки обмоток трансформаторов, дросселей, электродвигателей, реле и других катушек индуктивностью от 200 мкГн до 2 Гн. Схема и подробное описание принципа ее работы были опубликованы в журнале «Радио» №7 за 1990г., стр. 68-69, автор И. Паздников.

Прибор для проверки катушек индуктивности

Идея была собрать данное устройство из имевшихся после разборки разного электронного хлама деталей. Сделать приборчик относительно компактным и удобным в эксплуатации. Для возможности быстрого повторения конструкции, в качестве корпуса использовать дешёвое стандартное изделие из магазина.

Данным приборчиком можно определять целостность или разрыв обмоток, межвитковые замыкания катушек, исправность p-n переходов кремниевых полупроводников.

В данной конструкции использовано:
– Коробка соединительная 75х75х30мм «HEGEL».
– Монтажный провод.
– Фольгированный стеклотекстолит 68х68мм.
– Винты М3.
– Стойки для плат 10мм.
– Радиодетали согласно схеме.

Из инструментов использовалось:
– Дрель.
– Паяльник.
– Термо-клеевой пистолет.
– Отвертка, кусачки и т.д.

В схеме И. Паздникова некоторые детали были заменены на имевшиеся у меня в наличии. Добавлен резистор плавной подстройки. С целью экономии батареи лампочка заменена на светодиод. Для удобства проверки и настройки выведены дополнительные контакты на питание. Которые при необходимости можно вывести на разъем, для подключения сетевого адаптера (если отсутствует батарейка).

Принципиальная схема устройства, согласно использованных деталей.

Прибор для проверки катушек индуктивности

Печатная плата изготовлена под корпус соединительной коробки, из стеклотекстолита 68х68мм. Сверловка под ножки транзисторов сделана симметричной, что позволяет беспроблемно устанавливать транзисторы как в корпусах КТ-13 так и ТО-92 (КТ-26). Светодиод установлен на пластиковой опоре. Разводка платы представлена со стороны радиодеталей.

Прибор для проверки катушек индуктивности

Прибор для проверки катушек индуктивности

Прибор для проверки катушек индуктивности

Прибор для проверки катушек индуктивности

На нижней части корпуса соединительной коробки установлены монтажные стойки. В верхней части вырезаны соответствующие отверстия (по трафарету печатной платы). Заводские крепежные отверстия залиты термоклеем.

Прибор для проверки катушек индуктивности

Прибор для проверки катушек индуктивности

Для защиты от пыли и мусора на бегунок переключателя наклеена «юбка», вырезанная из тонкого пластика.

Прибор для проверки катушек индуктивности

Для удобства сборки конструкции переменные резисторы подключаются с помощью разъема. Для возможности простой замены, провода щупов подсоединяются через клемник.

Прибор для проверки катушек индуктивности

Прибор для проверки катушек индуктивности

Шкалы регулировки рассчитаны на импортные переменные резисторы с углом поворота вала 300 градусов.

Прибор для проверки катушек индуктивности

Для щупов использован разноцветный монтажный провод, длинной около 30см и зажимы типа «крокодил».

Прибор для проверки катушек индуктивности

Получившийся приборчик испытывался на имевшихся в наличии трансформаторах, диодах, транзисторах, дросселях, статорах и якоре электродвигателя. Для простоты использованной схемы он показал довольно неплохой результат.

Читайте также на Posovetujte.ru:  8 простых приемов работы на торцовочной пиле


Описание результатов проведенных испытаний данной «игрушки».

«Крокодилы» разомкнуты – светодиод не горит, вне зависимости от положения регуляторов.
«Крокодилы» замкнуты – светодиод постоянно горит, вне зависимости от положения регуляторов.

При подключении к обмотке статора подбирается положение регуляторов самое близкое к переходу от постоянного горения светодиода к началу его мигания (начало запуска генерации). При замыкании дополнительного витка на статоре, светодиод постоянно горит, показывая межвитковое замыкание (срыв генерации). При сильном уменьшении сопротивления R1 мигание светодиода может возобновляться, но с меньшей частотой.

Прибор для проверки катушек индуктивности

Поэтому удобно сравнивать состояние обмоток между собой или по образцу при одинаковом положении регуляторов.

Прибор для проверки катушек индуктивности

При проверке якоря щупы подключались непосредственно к щеткам коллектора. Далее выставляется режим начала мигания светодиода. Якорь проворачивается на полный оборот. Если мигание светодиода стабильно во всех положениях коллектора – то якорь, скорее всего живой. При замыкании даже соседних ламелей коллектора между собой светодиод начинает постоянно гореть, показывая замыкание. Реально убитых якорей у меня под рукой не было. Так, что результат, скорее всего весьма вероятный. Что связано с особенностями обмотки якоря.

Прибор для проверки катушек индуктивности

При проверке трансформаторов прибор подключался к наиболее высоковольтной обмотке. Далее действия как при проверке статоров. При замыкании какой либо обмотки прибор показывает КЗ – светодиод горит постоянно. Аналогично проверялись и дросселя.

При проверке p-n переходов (+ к аноду – к катоду) индикатор показывает следующее:
– Светодиод горит вне зависимости от положения регуляторов: p-n переход пробит.
– Светодиод не горит вне зависимости от положения регуляторов: p-n переход перегорел.
– Светодиод мигает – p-n переход рабочий.

Прибор для проверки катушек индуктивности

Если возникнет необходимость проверки часто попадающихся изделий, то благодаря удачно получившимся шкалам регуляторов можно будет составить удобную шпаргалку в виде таблицы. Отпадает необходимость иметь под рукой сравнительный образец. В общем, для использования в домашних условиях данный приборчик может оказаться достаточно полезным. Дальше время покажет.

Если что-то в описании упущено, надеюсь, эти нюансы можно рассмотреть на представленных фото. Заранее прошу прощения за возможные ошибки и опечатки.

Если нужна дополнительная информация, пишите на почту, постараюсь обязательно ответить. Отзывы, идеи, предложения по улучшению конструкции и комментарии очень приветствуются.

Декабрь 2019г.
Станислав Шурупкин.
Email: st-shur@mail.ru
Источник

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий